Сайт музыкального руководителя Заболотной Натальи Владимировны

ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

 

"Музыка - могучий источник мысли.

Без музыкального воспитания невозможно

полноценное умственное развитие ребёнка.»

  

Дошкольный возраст – первоначальная ступень, на которой происходит знакомство ребенка с элементарными основами музыкального искусства, начинает формироваться его личностное отношение к музыкальным образам, закладываются предпосылки музыкального вкуса.

Основная задача педагога – приобщить ребенка к удивительному и прекрасному миру музыки, научить понимать этот мир и наслаждаться им, развивать музыкально-творческие способности детей, помочь через художественное восприятие музыкальных образов осознать связь музыкального искусства с окружающим миром, сформировать нравственно – эстетическое отношение к нему, стремление активно, творчески сопереживать воспринимаемое.

Работа в рамках реализации ФГОС ДО требует от педагогов поиска инновационных средств, методов и приемов, направленных на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Успешно эти задачи решаются через использование проектной технологии в деятельности ДОУ.

Проектная деятельность эффективна тем, что музыкальный руководитель и воспитатель тесно сотрудничают в рамках подготовки и реализации проектов.  Особенностью проектной деятельности является то, что тематика проектов может быть разнообразна. Отсюда и разнообразие видов деятельности, методов и форм работы с детьми - беседы, чтение стихов и художественной литературы, разучивание подвижных, пальчиковых, дидактических игр, коллективные и индивидуальные работы по аппликации, рисованию, лепке, физкультурные развлечения, спортивные досуги, сбор и рассматривание разных природных материалов на прогулке (для игры по сенсорике, рассматривание репродукций и составление рассказа по картине, разучивание песен, ритмических движений, танцев, хороводов, ритмодикломаций, слушание музыкальных произведений, посещение музея, экскурсии в парк и т. д. 

В своей работе я использовала методическую литературу, которая позволила убедиться в эффективности данной технологии и внедрить ее в образовательную деятельность с детьми: учебно-методическое пособие «Проектная деятельность. Пространство детской реализации» Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса; учебно-методическое пособие «Проектная деятельность в детском саду» Т. В. Гулидова.

Были разработаны и реализованы различные образовательные проекты.

 Познавтельно-творческий проект "МУЗЕЙ КОЛОКОЛЬЧИКОВ"

Познавательно-творческий проект «ЕСЛИ ОЧЕНЬ ЗАХОТЕТЬ, МОЖНО В КОСМОС ПОЛЕТЕТЬ"

ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «РУССКАЯ БЕРЕЗА»

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ПОЛОСАТАЯ ЯГОДА»

Детско-родительский проект  «Филимоновская свистулька»

Детско-родительский проект "Гармонь Победы" -диплом Победителя

 

 

В целом метод проектов можно представить, как способ особой организации педагогического процесса, основанного на равном взаимодействии педагога и воспитанника в поэтапной практической деятельности. Обобщив опыт разработки проектного метода, можно определить следующие этапы реализации проектов:

Технологический

- определение возраста,

- постановка проблемы,

- чёткое формулирование цели и задач,

- определение основных шагов (этапы) по достижению поставленной цели,

- состав участников (дети, воспитатели, родители, педагоги-специалисты,

Вид

творческий: после воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде праздника;

исследовательский: дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок;

игровой: с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи,

информационный: дети собирают информацию и реализуют её, опираясь на собственные социальные интересы-оформление информации в уголке;

По срокам реализации: краткосрочный, долгосрочный, средней продолжительности;

 

Немаловажную роль в подготовке и проведении проектов играют родители, которые получают информацию от педагогов в форме:

- индивидуальных бесед с целью создания интереса к образовательному процессу,

- печатных консультаций по теме проекта;

Родителей привлекают к изготовлению атрибутов и проведению проекта в жизнь.

На каждом этапе проекта от педагога требуются определенные знания и умения (педагог подводит детей к постановке проблемы, предлагает тему, распределяет обязанности, помогает, уточняет, проверяет, обобщает, контролирует, оценивает результаты проекта). Дети в соответствии со своими возрастными возможностями также являются активными участниками проекта (дети анализируют, сравнивают, выбирают, исследуют, изучают, формулируют, определяют, создают, выполняют требования и правила, оформляют, участвуют в оценке проекта). Таким образом, основной целью использования проектного метода в музыкальном воспитании дошкольников в детском саду является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами общего развития и задачами развития музыкальных способностей.

Задачи развития:

  1. Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  2. Развитие познавательных способностей;
  3. Развитие творческого мышления;
  4. Развитие коммуникативных навыков.

Задачи развития музыкальных способностей:

  1. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку;
  2. Развитие основных музыкальных способностей (чувство ритма, ладовысотный слух, тембровый и динамический слух);
  3. Развитие музыкальной памяти,музыкального мышления;
  4. Развитие координации слуха и  голоса;
  5. Развитие координации движений.

Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания. А также делает образовательную систему ДОУ, открытой для активного участия родителей.

Проектирование как деятельность строится на уникальных отношениях «ребенок – взрослый», на соучастии взрослого и ребенка. Соучастие в деятельности – это общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Педагог ведет ребенка к соучастию постепенно, от наблюдений за его деятельностью к эпизодическому участию в ней, затем к партнерству и, наконец, к сотрудничеству.

Поэтапное стимулирование проектной деятельности взрослым позволяет формировать у ребенка умения, которые могут развиваться только в деятельности, — умении работать в коллективе, подчинять свой темперамент, характер интересам общего дела, умении решать творческие споры, достигать договоренности, оказывать помощь участникам деятельности, умении обсуждать результаты деятельности, оценивать действия каждого.

Исследования Е. С. Евдокимовой позволили выделить три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Первый этап автор обозначает как подражательно-исполнительский, реализация которого возможна с детьми трех с половиной – пяти лет. На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путем подражания ему, что не противоречит природе маленького ребенка: в этом возрасте еще сильны как потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому, так и подражательность.

Второй этап – развивающий, он характерен для детей пяти-шести лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребенок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать, как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы, являющиеся отправной точкой творческих, исследовательских, опытно-ориентировочных проектов.

Третий этап — творческий, он характерен для детей шести-семи лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать ее.

Проектная деятельность позволяет учить детей проблематике; целеполаганию и планированию содержательной деятельности; элементам самоанализа; представлению результатов своей деятельности и хода работы; презентации в различных формах с использованием специально-подготовленного продукта проектирования (макетов, плакатов, моделей, театрализации, сценических представлений); практическому применению знаний в различных (в том числе и нестандартных) ситуациях.

Также технология проектной деятельности может быть использована и в рамках специально организованного обучения детей (в рамках занятий). Такие занятия имеют определенную структуру и включают в себя: создание мотивации проектной деятельности; введение в проблему, поэтапное решение проблемы в процессе исследовательской деятельности; обсуждение результатов, систематизация информации; получение продукта деятельности; презентация результатов проектной деятельности.

Последовательность работы педагога над проектом, своеобразный алгоритм деятельности педагога, который включает в себя следующие шаги:

  • педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов детей;
  • вовлекает дошкольников в решение проблемы;
  • намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
  • обсуждает план с семьями;
  • обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
  • вместе с детьми и родителями составляет план-схему проведения проекта;
  • собирает информацию, материал; 
  • проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта);
  • дает домашние задания родителям и детям; 
  • поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т.п.); 
  • организует презентацию проекта (праздник, открытое занятие, акция, КВН), составляет книгу, альбом совместно с детьми; 
  • подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы).

Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребенка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию детей.

 

 

 

 

Выводы по использованию «проектной технологии»:

Способствует формированию у ребёнка целостного восприятия мира, что помогает успешно расширять полученные знания, развивать творческие способности, коммуникативные, познавательные навыки, что предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств. Уже в дошкольном возрасте ребёнок приобретает навык публичного изложения своих мыслей. 

Развиты творческие способности, инициатива, коммуникативные навыки, познавательный и поисковый интерес, самостоятельность. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. По результатам мониторинга мы видим, что на начало работы по проектной деятельности, детей 

— с низким уровнем развития составляет – 34,48%

— со средним уровнем развития -58, 62%

— с высоким уровнем развития – 6,9%

По результатам мониторинга мы видим, что на данный период работы по проектной деятельности, детей 

— с низким уровнем развития составляет 17,24%;

— со средним уровнем развития -17,24%;

— с высоким уровнем развития -65, 52%.

 

 

 

 

 

Оставить комментарий: